Аферисты звонят гражданам с требованиями “погасить долги перед государством”
Мошенники, обманывающие россиян в интернете, через мессенджеры, соцсети, СМС и обычные телефонные звонки, придумывают все новые и все более изощренные схемы по отъему средств. Об этом сообщили в управлении МВД России по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (киберполиция). Полицейские в деталях рассказали о нескольких таких схемах, чтобы предостеречь россиян и уберечь их от кибермошенников, пишет “Российская газета”.
“Новая схема. Аферисты звонят гражданам с требованиями “погасить долги перед государством” для назначения слушаний по судебным процессам, связанным со вступлением в наследство граждан и иными гражданско-правовыми отношениями, рассматриваемыми судами. Погасить такие “долги” злоумышленники предлагают путем оплаты суммы от 400 тысяч рублей до 2,5 млн рублей на предоставленные ими банковские реквизиты”, – рассказали в МВД.
Поясняется, что информацию о проведении судебных слушаний по конкретным гражданским делам с указанием ФИО гражданина и фабулы рассматриваемых дел мошенники получают с сайтов судов.
“Не верьте на слово, что вам говорят по телефону незнакомые лица. Перепроверяйте информацию на официальных ресурсах, в данном случае на сайтах судов”, – рекомендуют киберполицейские.
Еще одна схема – мошенники отправляют сообщения гражданам от имени крупных маркетплейсов и онлайн-магазинов.
Людям сообщают о якобы выигрыше крупной суммы или дорогих товаров. На электронные адреса поступают фишинговые письма от имени крупных отечественных компаний, работающих на интернет-рынке, в которых заявляется о выигрыше и полагающейся крупной сумме или электронике, в том числе iPad, iPhone и других гаджетов.
Для получения выигрыша пользователю необходимо просто перейти по указанной в письме ссылке и заполнить анкету. В итоге введенный перечень персональных и платежных данных окажется в распоряжении аферистов.
По-прежнему основными пострадавшими от мошенников становятся пожилые люди.
В последнее время, по данным киберполиции, мошенники массово рассылают таким людям сообщения о якобы необходимости обязательного перевода всех пенсионных и социальных выплат в цифровую валюту. Подобные СМС содержат вредоносные ссылки.
После нажатия на такую ссылку пользователь переходит на мошеннический сайт и может полностью лишиться личных данных и денег.
“Информация о переводе всех социальных выплат в цифровую форму не имеет ничего общего с реальностью”, – заверили в МВД.
Кроме того, фиксировалось появление множества сайтов для кражи учетных записей мессенджера WhatsApp. Мошенники пытаются завладеть аккаунтами под предлогом голосования в фотобатлах. Чтобы проголосовать, пользователю якобы нужно доказать, что он не бот, и пройти для этого верификацию с помощью WhatsApp.
Далее жертву просят ввести код из функции мессенджера “Связанные устройства”. Это привязывает к учетной записи устройство злоумышленника и дает ему полный доступ к мессенджеру. Украденные аккаунты злоумышленники затем могут использовать для хищения денег.
В киберполиции также отметили, что банк ВТБ недавно сообщил о всплеске мошеннических звонков “из Госархива”. Мошенники, представляясь во время телефонного разговора сотрудниками Госархива, заявляют, что адресату необходимо получить невостребованные письма, однако все данные об отправителях были утеряны. Дальше поступает предложение посетить любое отделение МФЦ или “Почты России”, выбрав самостоятельно дату и время для онлайн-записи, где и получить поступившую корреспонденцию.
Для записи на прием аферисты требуют продиктовать код из СМС, который на самом деле дает доступ к аккаунту на “Госуслугах” жертвы. Получив доступ, мошенники крадут персональные данные, которые в дальнейшем используют для оформления кредитов.
Москва
В редакцию обратилась читательница “РГ”. Рассказала, что ей позвонил представитель “Мосэнергосбыта” и предложил поменять счетчик электроэнергии по выгодной цене, поскольку срок службы ее измерительного прибора в квартире заканчивается. Другой москвичке в ходе таких же телефонных переговоров предложили даже льготу на обслуживание электросчетчика…
Комментируя запрос редакции по этому поводу, в пресс-службе “Мосэнергосбыта” сообщили, что все эти звонки – свидетельство сезонной активизации мошенников. Пользуясь тем, что многие горожане сейчас заняты переездом с дачи, сбором урожая, подготовкой детей к школе, жулики пытаются нажиться на их невнимательности. Как не попасться на удочку обманщиков, расскажем в этом материале.
Напомню, что работа по замене приборов учета расхода электроэнергии проводится в соответствии с федеральным законодательством. Согласно ему, с 2020 года ответственность за организацию учета электроэнергии в жилых помещениях несут поставщики электроэнергии. То есть по окончанию срока службы электросчетчика замену старого и установку нового прибора производит и оплачивает компания. В Москве такой компанией является “Мосэнергосбыт”.
Как рассказали “РГ” в пресс-службе компании, ее сотрудники никогда не обзванивают клиентов, предлагая оформить какие-либо услуги. А если срок службы прибора заканчивается, первыми их оповестит за две недели до начала плановых работ по замене счетчиков управляющая компания дома. Объявление появится на информационном стенде около подъезда. Всего в этом году в Москве должны заменить 360 тысяч электросчетчиков, у которых закончился межповерочный интервал или срок службы. По данным компании, более 45 процентов уже заменено.
Чтобы не открыть дверь мошенникам, москвичам посоветовали внимательно изучать удостоверение специалистов, а при поступлении подозрительных звонков обращаться в “Мосэнергосбыт” по номеру: +7(499) 550-9-550.