МОШЕННИКИ НЕ СМОГУТ ЗВОНИТЬ ЧЕРЕЗ МЕССЕНДЖЕРЫ
В России намерены ограничить работу операторов, которые не подключились к системе блокирования подменных номеров.
Личную информацию нужно предоставлять только сервисам, которыми человек пользуется постоянно. Такой подход может избавить как от спам-звонков, так и от встречи с интернет-мошенниками. Об этом в очередном выпуске IT-новостей «Парламентской газеты» сказал член Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи Антон Немкин.
– Антон Игоревич, операторам связи поручили ограничить звонки от операторов, которые не подключились к системе «Антифрод». Зачем нужно это требование?
– Роскомнадзор в 2022 году создал систему «Антифрод», чтобы выявлять и предотвращать вызовы с подменных номеров. Через операторов, которые пока не подключились к «Антифроду», продолжают звонить с подменой номера. Небольшие операторы чаще пропускают в своей сети такие вызовы и фактически становятся соучастниками атак мошенников на людей. Поэтому блокировка непроверенных вызовов — самое верное решение.
Принцип работы «Антифрода» в том, что информация обо всех звонках поступает в единую систему, а оператор связи автоматически получает данные о достоверности номера. Если система подтверждает, что вызов реальный и номер не подменный, то соединяет абонентов. Если такого подтверждения нет, оператор связи обязан отклонить вызов.
Создание системы завершат к декабрю 2024 года. «Антифрод» полноценно заработает, когда к нему подключатся все операторы связи, которые по закону должны верифицировать вызовы. В дальнейшем она должна работать и на международном уровне. Такая кооперация нужна с Казахстаном из-за совместного использования международного телефонного кода страны +7.
– Что еще для борьбы с телефонными мошенниками предложили за последнее время?
– Роскомнадзор предлагает запретить голосовые звонки через мессенджеры, которые откажутся от верификации номеров абонентов совместно с операторами связи. Сегодня преступники все чаще используют мессенджеры в мошеннических целях. Этот способ привлекателен для злоумышленников из-за того, что при создании аккаунта сведения о его владельце не проверяют на достоверность.
– Сенаторы и депутаты Госдумы от всех пяти фракций внесли на рассмотрение законопроект, который запрещает ограничивать установку магазина приложений RuStore в смартфонах. Что новые поправки означают для пользователей?
– Этот законопроект должен положить конец дискриминации российских приложений в AppStore. Дискриминация очевидна — пользователи лишились привычных для себя сервисов, а нашим разработчикам пришлось искать обходные пути. Так быть не должно. Те, кто пользуются айфонами, должны иметь доступ ко всем интересующим их приложениям. Задача законодателей — создать правовую основу, чтобы это стало возможным.
Подобный опыт в мировой практике уже есть. В 2022 году в Евросоюзе приняли закон о цифровых рынках, который обязал Apple дать разрешение на работу внешних онлайн-магазинов. Несмотря на стремление компании к монополии, корпорация все-таки пошла на уступки.
Внесенные поправки, безусловно, поддержат российских разработчиков. Кроме того, избавят наши компании от изматывающего процесса создания новых версий приложений для замены тех, которые без предупреждения удалили из AppStore.
– Пленум Верховного суда признал использование дипфейков в агитационных материалах на выборах нарушением закона — за это предусмотрена административная ответственность. Почему Верховный суд решил обозначить свою позицию по этому поводу?
– Верховный суд фактически сделал первый шаг к тому, чтобы законодательно установить, что именно считать дипфейком. Административная ответственность наступает, когда изготавливают или распространяют агитматериалы с использованием дипфейков, то есть «вводящих в заблуждение и выдаваемых за достоверные недостоверные изображения».
Это совершенно недопустимо, так как вводит людей в заблуждение, когда они должны принять взвешенное решение. Кроме того, дипфейки могут использовать для дискредитации кандидатов, что может нанести серьезный ущерб их репутации, даже несмотря на последующие опровержения. Примеры использования дипфейков на выборах уже были за рубежом. У нас, насколько мне известно, таких прецедентов не было.
– Партийный проект «Цифровая Россия» запускает масштабную программу цифровой грамотности. Почему вы выступили с такой инициативой?
– Сейчас есть запрос общества на повышение цифровой грамотности. В «Цифровом ликбезе» детям рассказывают, какие угрозы могут быть в интернете. Отдельные курсы по основам цифровой грамотности преподают и во многих университетах. Еще один инструмент развития цифровой грамотности — проект «Цифровые кафедры». К 2030 году число выпускников таких кафедр достигнет уже миллиона человек.
Главное для нас — разработать единый стандарт учебных материалов по кибербезопасности и цифровой гигиене, на основе которого все министерства и ведомства могли бы запускать свои программы. Но сначала мы подготовим краткие методические материалы для школьников.
– Роскомнадзор призвал исключить из пользовательских соглашений пункт о согласии на обработку персональных данных либо более детально определить условия, когда операторы могут брать согласие на обработку таких данных. С чем связано такое предложение?
– Допустим, человек посетил сайт и принял условия пользовательского соглашения, в котором автоматически заложено согласие на обработку персональных данных. При этом, нажимая на кнопку согласия, он может и не подозревать, что в такое соглашение заложили пункт о сборе информации об активности человека на других интернет-ресурсах.
95 процентов россиян не читают пользовательские соглашения — у них нет возможности читать многострочные документы, которые без юридического бэкграунда не сразу поймешь. Но это не значит, что мы должны перекидывать ответственность на пользователя.
Напомню, что люди могут отозвать согласие на обработку персональных данных. Для этого нужно написать заявление в свободной форме, адресованное организации. Заявление можно подать как в письменном, так и в электронном виде. Образец обращения можно найти на сайте Роскомнадзора.
Нужно внимательно относиться к защите своей личной информации и предоставлять ее только тем сервисам, которыми человек пользуется постоянно. Нужно быть избирательным и без крайней необходимости не указывать личную информацию о себе. Впоследствии такой подход может избавить как от спам-звонков, так и от встречи с интернет-мошенниками.
Источник материала: Национальный портал по охране и безопасности «ГардИнфо»